Регулирование деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке
Проблема доминирующего положения фирмы на рынке нашла отражение в статье 86 Римского Договора. Эта статья имеет ex post эффект, т. е. не предупреждает образование монополий и монопсоний на рынке, а, скорее, рассматривает факты их злоупотреблений (контроль фирмой отраслевых цен, производства или распределения).
Примером подобных злоупотреблений может служить дело United Brands (1976 г.) - основного поставщика бананов в большинство стран ЕС. По мнению Комиссии, компания злоупотребила своим доминирующим положением, отказавшись поставлять зеленые бананы фирме Olesen - датскому дистрибьютору, который был задействован в рекламной кампании конкурентов United Brands. Комиссия сочла действия поставщика бананов превышающими необходимые пределы обороны, нарушающими независимость малых и средних фирм и установила штраф в размере 1 млн. ЭКЮ (Евросуд снизил сумму штрафа до 0,85 млн. ЭКЮ).
Отношение Римского договора к доминирующей позиции на рынке весьма специфично. Крупные фирмы могут обладать доминирующим положением на рынке, но не имеют права его использовать. Положение достаточно наивное и не реалистичное. Позиция ЕС по антимонопольному регулированию потому столь слаба, что опирается на тезис о необходимости и даже неизбежности некоторого уровня концентрации в ряде отраслей по соображениям эффективности. Крупные компании получают максимальный выигрыш от масштаба, как на внутреннем, так и внешних рынках, понижают издержки, выдерживают конкуренцию со стороны иностранных соперников и не перекладывают на покупателя чистые потери благосостояния. Концентрация производства и капитала является своеобразным барьером, защищающим внутренний рынок от иностранцев, и трамплином для проникновения на зарубежные рынки.
Примером победы доминирующей фирмы над Комиссией может служить одно из самых знаменитых дел - дело Continental Can (1973 г.). Эта американская компания - ведущий мировой производитель металлических емкостей - учредила холдинговую компанию Europemballage в Бельгии. Позже, она приобрела контрольный пакет Schmalbach - основного производителя консервных банок в Германии, а затем сделала заявку на приобретение аналогичной голландской компании Thomassen & Drijver-Verblijfa. Комиссия выступила против этой сделки, однако Continental Can подала апелляцию в Евросуд. Аргументы, приведенные фирмой в свою защиту, состояли в следующем:
Комиссия не смогла определить, в каком сегменте рынка компания злоупотребила своей доминирующей позицией;
Комиссия не приняла во внимание, что существует конкуренция со стороны производителей пластиковых и стеклянных емкостей;
Комиссия не учла, что вход на рынок для других компаний остается достаточно свободным и легким.
Евросуд поддержал позицию Continental Can и отменил решение Комиссии.
Несмотря на отдельные неудачи, Комиссия в целом выполняет важную роль по сдерживанию монополистических тенденций на едином рынке. Так, Комиссия проявила достаточную жесткость по отношению к шведско-швейцарской компании Tetra Pak - крупнейшему мировому производителю оборудования для картонной упаковки жидких продуктов, чья доля на рынке как упаковочных машин, так и специального картона составляла около 90%. Комиссия доказала следующие злоупотребления:
фирма обязывала использовать на оборудовании Tetra только картон Tetra;
фирма использовала хищническое ценообразование;
фирма предоставляла скидки за лояльность;
фирма осуществляла раздел национальных рынков;
фирма применяла ценовую дискриминацию.
В итоге компания была оштрафована на 75 млн. ЭКЮ (1991 г.).
Самый крупный штраф в размере 248 млн. ЭКЮ был установлен Комиссией в 1994 г. по так называемому цементному делу. Обвинение было выдвинуто по 78 компаниям, однако в конечном итоге были признаны виновными 33 фирмы, которые на протяжении 10 лет (с 1983 г.) функционировали как картель. Расследование заняло 8 лет, поскольку фирмы всячески скрывали наличие сговора и согласованных действий. Однако Комиссии удалось доказать факт картелизации, тем самым продемонстрировав, что подобная деятельность компаний будет и в дальнейшем пресекаться.
Похожие работы:
- Регулирование деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке
Проблема доминирующего положения фирмы на рынке нашла отражение в статье 86 Римского Договора. Эта статья имеет ex post эффект, т. е. не предупреждает образование монополий и монопсоний на рынке, а, с...
- Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг
Инвестиционная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг регулируется акционерным законодательством, законодательством о рынке ценных бумаг, антимонопольным и банковским законодательств...
- Государственное регулирование операций на рынке ценных бумаг
В условиях ослабления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, наблюдающегося в большинстве стран, отказа от государственного регулирования ценных бумаг нигде не произошло. Это было бы не толь...
- Правовое положение субъектов аудиторской деятельности
Виды субъектов аудиторской деятельности. Аудиторской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Относительно аудиторов — юридических лиц ...
- Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг
Общей тенденцией развития банковских систем рыночного типа является универсализация деятельности банков, которая проявляется, в частности, в расширении их присутствия на рынке ценных бумаг и диверсифи...